Анализ и оценка деловой активности организации: по каким показателя проводить и как использовать в работе | Инструменты, оборудование и техника

Анализ и оценка деловой активности организации: по каким показателя проводить и как использовать в работе

Анализ и оценка деловой активности предприятия необходимы для получения объективного представления об эффективности экономической деятельности компании и интенсивности использования ее ресурсной базы с целью выявления резервов их повышения. Для анализа и оценки используются как качественные, так и количественные показатели. Качественные показатели являются относительными, они не поддаются формализации., Их можно оценить с высокой степенью достоверности, применяя метод сравнения с деятельностью других компаний, которые подобны по ресурсной базе и сфере приложения капитала или сопоставляя данные за различные периоды деятельности одного предприятия. К таким показателям можно отнести: объем и широту рынков сбыта; наличие продукции, конкурентоспособной с импортными образцами или поставляемой на экспорт; репутационная оценка компании, она отражает количество известных на рынке клиентов, устойчивости коммерческих и деловых связей. Количественные показатели – это те экономические характеристики, которые отражают: степень выполнения плана по основным критериям и обеспечения плановых темпов их роста; уровень эффективности использования ресурсной базы предприятия. К базовым показателям, по которым производится анализ и оценка деловой активности организации, традиционно относят объемы реализации производимой продукции или предоставляемых услуг, а также прибыль. Это объективные характеристики, темпы роста которых и отражают деловую активность компании. Анализ деловой активности предприятия по базовым показателям Показателями деловой активности компании являются темпы роста базовых критериев, отражающие динамику развития бизнеса.

Оптимальным соотношением для того, чтобы считать компанию динамично развивающейся, является: 100% < Та < Тр  < Тп, где Та – темпы изменения активов компании; Тр – темпы изменения объемов реализации; Тп – темпы изменения получаемой прибыли. Если разложить это соотношение на составляющие его зависимости, каждое из полученных условий будет иметь свое экономическое значение. Так, при выполнении условия 100% < Та происходит наращивание активов компании, ее расширение и увеличение размеров, что обычно является одной из главных стратегических целей, которые ставят перед собой собственники и управленческий персонал предприятия. Следующее условие Та < Тр на языке экономики означает, что увеличение темпа роста объемов реализации превосходит темпы роста активов. То есть повышается производительность, ресурсы компании используются более эффективно, увеличивается отдача на каждый вложенный в развитие предприятия рубль. Еще больше интересных материалов по теме вы найдете в разделе сайта «HR-департамент».

Когда прибыль растет быстрее, чем объемы реализации, как это следует из неравенства: Тр < Тп, это означает, что снижаются издержки производства, что обычно является результатом действий, направленных на оптимизацию технологических процессов и взаимодействия с контрагентами. Приведенное соотношение между базовыми показателями является условием развития компании и часто называется «золотым правилом экономики», его часто используют для оценки деловой активности. Но ряд российских экономистов предлагают оценивать деловую активность только по «скорости оборота оборотных средств» предприятия. Показатели, характеризующие скорость оборачиваемости, — относительные. Они рассчитываются по единому алгоритму, в котором выручка от реализации делится на величину показателя, скорость оборачиваемости которого анализируется. По своей сути эти показатели отражают то, сколько раз в течение расчетного периода обернулся тот или иной актив, относящийся к оборотным. К таким активам, в частности, относится дебиторская и кредиторская задолженность, величина запасов, собственный капитал.