Шины для автомобиля: зимние, летние и всесезонные
Покупка шин по бренду – не самая худшая идея. Чтобы точно не прогадать, можно выбрать продукцию производителей «высшего эшелона» с мировым именем.
Особенно хороши «флагманские» бренды:
1. Pirelli
2. Michelin
3. Dunlop
4. Goodyear
5. Bridgestone
Продукция этих компаний точно не разочарует, но всё-таки лучше выбирать автошины по более важным критериям, чем репутация производителя. Многое зависит от правильного подбора по сезонности и размеру покрышек.
В предыдущие десятилетия у отечественных производителей складывалась не самая лучшая репутация, однако современные российские бренды Cordiant, Matador, Nordman и Amtel выпускают высококачественную продукцию с действительно классными характеристиками.
Упомянем также малоизвестные, но очень качественные бренды – к примеру, Lassa или Superia. Эти бюджетные зарубежные марки мало уступают более дорогим «резиновым собратьям».
Следует всячески избегать неизвестных дешёвых моделей китайского происхождения – это крайне небезопасная экономия.
В любом случае необходимо следовать рекомендациям автопроизводителя и эксплуатировать шины в правильных условиях:
- с определённым давлением по инструкции – без оглядки на «советы бывалых»;
- не допуская сильного износа протектора и не используя покрышки более 4-5 лет;
- устанавливая шины только тех размеров, которые допускаются в «мурзилке» – руководстве по технической эксплуатации.
При таком подходе даже недорогие покрышки прослужат долго, а управляемость останется на высоком уровне. Отклонения от рекомендаций снижают и срок службы, и безопасность. Эти правила важнее, чем использование дорогой «именитой» резины. Подробнее и занимательнее о конкретных брендах и моделях рассказано в рейтинге производителей автошин.
Виды шин для автомобилей
Шины для «общегражданских» автомобилей принято различать по сезонности. Собственно, типов всего два: летние и зимние, но есть нюансы.
Летняя резина
Более лёгкая по массе и жёсткая по составу. Рисунок протектора спроектирован так, чтобы в дождевых условиях отводить из-под пятна контакта как можно больше воды: потеря управляемости из-за аквапланирования – враг безопасности. Предназначение классических летних автошин – максимальная управляемость автомобилем при тёплой температуре сухого и слегка влажного асфальта. Существуют такие разновидности летних шин, как предназначенные для поездок по бездорожью, дождевые покрышки (точнее – «антидождевые»), скоростные, усиленные и др.
Достоинства летней резины:
- минимальная масса;
- мягкость (влияет на управляемость) при тёплых температурах;
- низкий уровень шумности;
- высокий комфорт.
Недостатки:
- радикальная потеря характеристик управляемости при низких температурах – начиная от +4 — +6 градусов;
- резина становится жёсткой при зимних условиях, грубо говоря – «превращается в лыжи»;
- низкий уровень сцепления с холодным (а тем более – заснеженным) асфальтом: машина чаще подвержена заносам и пробуксовке.
Зимние шины: с шипами и без
Даже в тёплых регионах, где снег – редкий гость, использование зимних шин строго обязательно для всех, кто заботится о собственной безопасности. Кстати, распространено заблуждение о том, что «зимка» якобы предназначена для вождения по льду и снегу. Это совсем не так: задача этого типа шин – работать при холодных температурах, а не на скользкой поверхности.
Зимнюю резину нельзя эксплуатировать при тёплой погоде. Считается, что эти шины справляются с дорогой при температуре не выше +10 градусов. Когда температура повышается, они начинают «плыть»: поверхность размягчается и быстро изнашивается, сцепление с дорогой ухудшается. Характерный шум зимней резины – не лучший спутник автомобилиста.
Зимние шины дополнительно подразделяются в зависимости от наличия/отсутствия шипов. Ошипованная резина предназначена для частого использования на льду и на заснеженных трассах, а фрикционные зимние шины («липучки» без шипов) более универсальны.
В регионах с настоящей, снежной зимой, лучше использовать шипованную резину. Это разновидность зимних шин, которая покрыта металлическими шипами. Шипы «вгрызаются» в скользкую поверхность и обеспечивают значительно более высокий уровень сцепления с дорогой. Однако они бесполезны (и даже вредны) на обычном асфальте: износ, высокая шумность и расход топлива – негативные спутники покрышек с шипами. Существуют модели зимних покрышек со съёмными шипами.
С использованием зимних шин связан распространённый миф: чем шире поверхность контакта («пятно»), тем лучше сцепление с дорогой. Это не так. Узкие глубже «вгрызаются» в снежную поверхность благодаря более высокому давлению. Широкие покрышки обеспечивают меньшее давление на поверхность и чаще подвержены пробуксовке и скольжению. Чем уже пятно контакта, тем лучше «держат».
Достоинства зимних шин:
- состав остаётся мягким даже при минусовых температурах;
- пока автомобиль обут в зимнюю резину, летний комплект «отдыхает»: экономичный подход;
- работают на заснеженной поверхности значительно лучше летних и «всесезонных» шин.
Недостатки:
- хорошая управляемость в холодную сухую погоду расслабляет неопытных водителей: когда выпадает снег, излишняя самоуверенность может быть опасной;
- повышенная шумность;
- более высокая масса (нагрузка на ходовую часть);
- повышенный расход топлива;
- необходимость вовремя «переобуваться» в летний комплект при стабильно тёплой погоде.
Всесезонные шины
Всесезонные шины – не универсальное решение для экономных владельцев, а компромисс по сравнению с двумя комплектами: для лета и для зимы. В тёплое время года «всесезонки» хуже справляются с дорогой, чем летние модели. На снегу (или при холодной температуре), они работают хуже зимних. Эксплуатация всесезонной резины может быть оправдана лишь в тёплое время года, а зимой – только в тёплых регионах, где температура редко опускается ниже -5 градусов. При других условиях «универсальность» может стать откровенно опасным фактором.
Достоинства всесезонных шин:
- небольшая масса;
- возможность круглогодичного использования в регионах с мягкими зимами;
- стоимость одного комплекта автошин всегда ниже, чем двух (для зимы и лета).
Недостатки:
- «всесезонки» весь год работают хуже, чем соответствующие сезонные комплекты;
- повышенный расход резины из-за круглогодичного использования;
- на заснеженных (и даже просто холодных сухих) дорогах машина управляется немногим лучше, чем обутая в летние шины.