Особенности бухгалтерского учета в гостиницах | Инструменты, оборудование и техника

Особенности бухгалтерского учета в гостиницах

Бухгалтерский учет в гостиничном бизнесе имеет особенности как в учете доходов, так и в учете расходов. Рассмотрим все по порядку.

Напомним, что в соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным в ФСБУ.

В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета ФСБУ допускает несколько способов, то компания должна сделать выбор одного из них.

А в п. 7.1 ПБУ 1/2008 говорится, что в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ ничего нет, то компания должна разработать соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными или отраслевыми стандартами. При этом нужно последовательно использовать следующие документы:

  • МСФО;
  • положения федеральных или отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным или связанным вопросам;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета.

Доходы гостиницы

Гостиница ничего не производит и ничего не продает. Она оказывает услуги.

Бухгалтерский учет доходов в РФ регулируется ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (далее — ПБУ 9/99).

Напомним основные принципы признания доходов, отраженные в пп. 12 и 13 ПБУ 9/99. (В части, касающейся услуг.)

Выручка признается при наличии следующих условий:

  • организация имеет право на ее получение, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным образом;
  • сумма выручки может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод компании;
  • услуга оказана;
  • расходы, которые будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Компания может признавать в бухгалтерском учете в гостинице выручку от оказания услуг по мере готовности услуги или по завершении оказания услуги в целом.

Выручка от оказания конкретной услуги должна признаваться в бухгалтерском учете по мере готовности, если возможно определить готовность услуги.

В отношении разных по характеру и условиям оказания услуг компания может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки.

Основной доход — предоставление номеров

Бесспорно, что основной доход гостиница получает от предоставления клиентам услуги по их временному проживанию. Основной вопрос признания доходов: в какой момент нужно признавать выручку?

Есть два варианта: после окончания оказания услуги, то есть когда клиент съехал и сдал ключи, или по мере того, как у клиента возникает обязанность оплатить уже оказанную услугу.

Обратите внимание! В п. 13 ПБУ 9/99 определение выручки по мере готовности, если эту готовность можно определить, безальтернативно! Это, кстати, вполне соответствует требованиям МСФО: в подп. «а» п. 35 МСФО (IFRS) «Выручка по договорам с покупателями» (Приложение N 5 к Приказу Минфина России от 27.06.2016 N 98н) указано, что компания передает контроль над товаром или услугой в течение периода, следовательно, выполняет обязанность к исполнению и признает выручку в течение периода, если покупатель одновременно получает и потребляет выгоды, связанные с выполнением компанией указанной обязанности по мере ее выполнения компанией.

Как раз наш случай: постоялец потребляет услугу по проживанию по мере своего проживания.

Многие специалисты предлагают выбирать вариант признания выручки в зависимости от продолжительности проживания клиентов:

  • если предполагается кратковременное проживание (скажем, до одной недели), то выручку стоит признавать в момент полного оказания услуги, то есть когда клиент сдал номер;
  • если предполагается долговременное проживание (более недели и так далее), то целесообразно признавать выручку по мере оказания услуги на каждую отчетную дату.

Пример 1. Гостиница «Агат» в учетной политике установила, что признает выручку от услуг по проживанию клиентов по окончании предоставления услуги. Сутки проживания в одноместном номере стоят 1 500 рублей (без НДС). Гражданин занял номер 31.03.2018 и съехал утром 02.04.2018. За проживание было заплачено 3 000 руб. Весь доход от сдачи номера относится ко II кварталу 2018 года.

Гостиница «Азов» в учетной политике установила, что признает выручку от услуг по проживанию клиентов по мере оказания услуги. Сутки проживания в одноместном номере стоят 1 500 рублей (без НДС).