Аккредитация поставщиков
Электронные торговые площадки — сайты, на которых проводятся торги. Сокращенно их называют ЭТП. Заказчики размещают информацию о закупках, а поставщики подают заявки. Без аккредитации на этих площадках поучаствовать в торгах не получится.
Нас интересуют федеральные площадки — на них проводятся закупки по 44-ФЗ. Всего их девять:
- Сбербанк-АСТ.
- Единая электронная торговая площадка.
- Электронная площадка торгов «РТС-тендер».
- ММВБ — Национальная электронная площадка.
- Электронная торговая площадка «Заказ-РФ».
- Российский аукционный дом.
- Электронная торговая площадка «Газпромбанка».
- Электронная торговая площадка «ТЭК-торг».
- АСТ ГОЗ.
Что нужно для аккредитации
Участник закупок, который предлагает свои товары и услуги, называется поставщиком. Чтобы получить аккредитацию, ему нужно зарегистрироваться на сайте госзакупок. После этого поставщик автоматически получает аккредитацию на восьми федеральных площадках.
Исключение — только площадка для закупок по гособоронзаказу АСТ ГОЗ. На ней придется пройти аккредитацию отдельно.
Это новые правила, они действуют с 2020 года. Раньше аккредитацию приходилось получать отдельно на каждой площадке. Это занимало больше времени.
Гайд для начинающих: как участвовать в госзакупках
Наши юристы описали весь процесс простым языком, без зубодробительных формулировок. Подпишитесь и получите гайд.Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Как получить аккредитацию
Просто прийти и зарегистрироваться на сайте госзакупок не выйдет. Для этого сначала нужно:
- получить электронную подпись;
- завести учетную запись для ИП на портале госуслуг;
- установить на компьютер необходимое ПО.
Оформить электронную подпись
Электронная подпись нужна, чтобы подписывать любые документы удаленно — без бумажной волокиты и отправки курьеров.
Как обычно выглядит отправка документов: заполнить → распечатать → вручную подписать → нанять курьера или сходить на почту, чтобы отправить.
Как с электронной подписью: в компьютере заполняете документ → ставите электронную подпись, это просто ключ в документе → отправляете по электронной почте или через специальную программу документооборота.
Бывают разные виды электронных подписей. Для госзакупок нужна самая защищенная, она называется квалифицированной электронной подписью. Иногда используют ее сокращенное название — КЭП.
Самый надежный способ хранить подпись — записать на специальную флешку рутокен. Подпись на рутокене хранится в защищенной области устройства. Чтобы воспользоваться подписью, нужно знать специальный ПИН-код. Он хранится у владельца.
По умолчанию у всех рутокенов сначала одинаковый ПИН-код. Поэтому после покупки его нужно поменять на собственный и никому его не говорить. Даже если рутокен попадет в чужие руки, никто не сможет подписать документ.
Помимо участия в торгах подпись можно использовать при сдаче отчетности, в системах электронного документооборота и регистрации онлайн-кассы.
Оформить квалифицированную электронную подпись можно в любом удостоверяющем центре с аккредитацией поставщиков Минкомсвязи. Тинькофф — один из них.
Если у вас уже есть электронная подпись, проверьте ее сертификат. С 1 января 2020 года для госзакупок допустимо использовать только сертификат по ГОСТ 34.10-2012. Для проверки зайдите в настройки приложения «КриптоПро» → вкладка «Состав сертификата».Подробная инструкция по проверке — на сайте госзакупок
Тинькофф выпускает квалифицированную электронную подпись для госзакупок с сертификатом по новому госту. На оформление уходит меньше двух дней, сама подпись стоит 3000 ₽. Рутокен и сертификат оплачиваются дополнительно.
После оплаты курьер привозит рутокен, клиент сам записывает на него подпись по инструкции в личном кабинете.