Маркетинговые исследования для бизнеса: зачем нужны и как проводить
Запускать рекламу и разрабатывать стратегию продвижения продукта без предварительного изучения конкурентов и потребностей покупателей — пустая трата времени и денег. В получении полезной информации бизнесу помогают маркетинговые исследования. Разберемся, какие типы исследований бывают, как их проводят и зачем.
Что такое маркетинговые исследования и для чего они нужны
Готовые маркетинговые исследования купить — сбор и анализ информации о состоянии рынка: ценах, популярных продуктах, покупателях, конкурентах. Сведения об этом помогают предпринимателю выстроить правильную стратегию и снизить риски убытков.
Например, предприниматель Дмитрий, который живет в небольшом городке, хочет открыть свой магазин по продаже сувенирной продукции — разных приколов, настольных игр. Ему кажется, что такой товар пойдет нарасхват: люди любят подшучивать друг над другом.
Конечно, он может прислушаться к своей интуиции или к советам близкого друга, но тогда он рискует прогореть. Но если он предварительно проведет маркетинговые исследования, то сможет понять, интересен ли его товар потенциальным покупателям, как часто они будут покупать такие вещи, какую сумму люди готовы потратить на это.
Цель маркетингового исследования — выявить проблему и увидеть со стороны реальную ситуацию, не опираясь на мнение владельца бизнеса.
Основные направления проведения маркетинговых исследований
С помощью маркетингового анализа можно решить несколько задач:
- Узнать своих конкурентов, выявить их сильные и слабые стороны.
- Изучить свою ЦА, ее боли и потребности.
- Изучить успешные стратегии конкурентов.
- Рационально выставить цены на свой продукт, чтобы они не оказались выше, чем у конкурентов, но в то же время не были демпинговыми — не стоит забывать и о своей прибыли.
- Своевременно корректировать стратегию, если рынок меняется, и запустить более эффективную рекламу.
- Выявить оптимальные каналы продвижения продукта. Так, если анализ покажет, что больше покупателей приходит по рекламе в интернете, то нет смысла тратить много денег на печать рекламных буклетов.
- Запланировать запуск новых продуктов. Например, расширить или дополнить ассортимент.
- Оценить окупаемость.
- Подобрать рабочие варианты сбыта — через интернет со склада, обычный магазин, шоу-рум и так далее.
- Улучшить сервис.
- Разработать фирменный стиль. Повысить узнаваемость бренда, что в перспективе приведет к увеличению продаж.
- Подготовиться к запуску к запуску рекламы. Например, провести сплит-тестирование, чтобы понять, какая реклама вызовет наибольший отклик у потребителя. Это поможет не слить бюджет.
Для решения каждой задачи нужно проводить отдельное маркетинговое исследование.
Какие маркетинговые исследования существуют
Существует огромное количество разновидностей маркетинговых исследований. Рассмотрим самые востребованные.
Анализ рынка
Помогает выявить наиболее свободные ниши, выбрать наиболее подходящий целевой рынок и выявить тенденции развития, понять покупателя, его потребности. В результате можно найти свою нишу, рассчитать рентабельность бизнеса, прогнозировать возможные сложности, с которыми можно столкнуться во время работы.
Исследование рекламы
Покажет способы, которыми можно воздействовать на потенциального потребителя, чтобы привести его к покупке. Здесь нужно оценивать эффективность разных рекламных средств, их длительность воздействия на аудиторию, а потом сопоставить затраченные средства с полученными результатами.