Что такое планограмма выкладки товара в магазине
«Планограмма» в розничной торговле это:
- документ или алгоритм, в соответствии с которым осуществляется структурирование торговой площади в магазине;
- документ или алгоритм, в соответствии с которым определенные товары располагаются на торговых площадях (витринах, стеллажах).
Есть планограммы, применяемые и в иных сферах — например, складские и логистические. Их назначение иное — но в определенных аспектах они могут составляться с учетом содержания планограмм розничных. Например, по складской планограмме могут задаваться алгоритмы передачи со склада на витрину наиболее ходовых товаров — которые выкладываются, в свою очередь, по правилам «витринной» планограммы.
Применение обоих указанных выше типов розничных Планограмм — по существу взаимосвязанные процедуры и иногда рассматриваются как одна — состоящая, таким образом, из двух этапов. Но на практике вторая не всегда следует за первой, поскольку структурирование торговой площади может быть осуществлено не только в целях последующего расположения товаров на отдельных ее участках: в рамках такого структурирования могут выделяться различные хозяйственные (подсобные) помещения и иные участки, не связанные с отпуском товарам покупателям напрямую.
Так или иначе, в самом общем случае под планограммой понимается процедура, которая соответствует второму определению — и при этом подразумевается, что перед ее началом в установленном порядке осуществлена первая (либо — подлежит предварительному осуществлению). С точки зрения основной задачи применения планограмм — обеспечения эффективности продаж, именно расположение (выкладка) товаров — ключевой механизм такого обеспечения.
Динамика продаж товара, действительно, в значительной степени зависит от его расположения. Покупатель воспринимает один и тот же товар, расположенный в разных местах (по-разному относительно глаз покупателя) фактически как два отдельных — с точки зрения механизма образования факторов, влияющих на принятие решения о целесообразности покупки. И иногда человек сам удивляется тому, что, просмотрев товар в одном месте и решив, что он ему не нужен, все же покупает его — обнаружив в другом. А иногда — не удивляется, обнаружив определенную логику в своем поведении (и, не исключено — в политике магазина).
Простой пример: человеку понадобилось молоко и он пошел в молочный отдел. Рядом на прилавке в том же отделе располагался не нужный покупателю на тот момент творог. Пройдя несколько рядов, человек обратил внимание на то, что в магазине с большой скидкой продается сахар, далее — с дисконтом хорошее подсолнечное масло. И подумал — почему бы ему не сделать сырники из этих ингредиентов, для которых, в свою очередь, не хватает именно творога. Результат — человек принимает решение его купить и возвращается к стеллажам с молоком.
На практике сценарии «почему бы не сделать и не купить» во взаимодействии продавца и покупателя могут быть как проще, так и сложнее относительно рассмотренного выше механизма появления у человека внезапной потребности в твороге. Но то, что на пути покупателя «внезапно» оказываются те или иные продукты, что стимулируют его к связанным покупкам — часто не случайность, а результат применения планограмм в части расстановки таких продуктов в магазине.