Такси: что это такое и откуда оно появилось
Такси — это легковой автомобиль, который перевозит пассажиров с вещами от места посадки до пункта назначения. Интересный момент — по способу, которым оплачиваются услуги такси, можно в какой-то мере судить о степени развития государства. Поскольку давно замечено, что плата за проезд по договоренности с водителем машины устанавливается только в слаборазвитых странах. Во всех же остальных стоимость поездки называет диспетчер при получении заказа, либо ее оплачивают по счетчику. Который называется таксометр (от французского Taximetre — счетчик цены). От этого же названия, после его естественного сокращения, произошло и само слово такси. Так что к фиакрам упомянутый прибор не имеет ни малейшего отношения. С фиакрами история получилась наполовину коммерческая, наполовину религиозная.
Более четырехсот лет назад французский предприниматель по фамилии Соваж организовал в городке Мо компанию по извозу местных жителей. Его конные повозки оказались первыми в мире многоместными экипажами, которые использовались в общественных целях. А поскольку таксопарк располагался возле часовни Святого Фиакра и в придачу каждая повозка была украшена барельефом этого святого, то нет ничего удивительного в том, что сами повозки в скором времени получили такое же название. Моторизованным французское такси стало в 1896 году. И долго маялось в безуспешных потугах завоевать популярность. Машины были дороговаты. К тому же мешали жестокие споры о том, сколько брать с пассажира и сколько платить водителю. Но через 10 лет изобретение счетчика спасло положение.
В той же Франции такси стало национальным героем. Точнее, таксисты в количестве 1200 человек. Когда во время Первой мировой войны немцы прорвали оборону французов и форсированным маршем шли на Париж, именно столичные таксисты за одну ночь сумели перебросить 6,5 тыс. солдат на оборонительные рубежи вдоль р. Марны. После чего наступление было остановлено. А название марнские такси вошло в историю. В Британии предшественниками такси были кэбы. А до них с середины 17-го века работали хэкни. Из-за чего англичане оспаривают у французов пальму первенства в организации пассажирских перевозок. Сиденье кучера в кэбе было переставлено назад и вверх после того, как некто догадался, что так будет намного проще различать номера домов среди извечных лондонских туманов.
В начале прошлого века в Англии все заговорили о близкой кончине конных упряжек. Несколько десятков электрокэбов Bersey начали перевозить пассажиров с умопомрачительной по тем временам скоростью в 15 км/час. И так возили целый год, пока не разорились. Ничего не поделаешь, времена электромобилей еще не пришли. Зато конные экипажи пережили их на целых полвека. Сегодняшнее такси Великобритании — это знаменитый black cab (черный кэб) — предельно консервативный в отношении цвета, внешности и конструкции. Его отличительная особенность заключается в том, что водитель сидит обязательно за перегородкой, а рядом с ним поставлены чемоданы пассажиров. В какой-то мере очень удобно. Вы заказываете такси в аэропорт, в театр или для поездки к партнеру по бизнесу, и в течение всего пути ни на что не отвлекаетесь. Да и водителю спокойнее.
Такое такси, с перегородкой, хорошо смотрелось бы в Америке. Где желающих напасть на водителя с целью пересчитать содержимое его кошелька намного больше, чем в доброй старой Англии. Автомобили для перевозки пассажиров появились на улицах американских городов в начале прошлого века. Первым, как и положено, стал Нью-Йорк. Пару десятилетий такси скромно перевозили людей, пока не приобрели достаточно громкую и столь же печальную славу во времена сухого закона. Они оказались очень удобными для незаметной перевозки больших партий спиртного. Сегодняшние американцы свое такси слегка недолюбливают из-за того, что среди водителей слишком много недобросовестных эмигрантов.